понедельник, 28 ноября 2011 г.

28 ноября 2011: 105 лет со дня рождения Д.С. ЛИХАЧЁВА

В биографии Дмитрия Сергеевича Лихачёва есть один характерный факт: ещё в университете студент Лихачёв изучал одновременно древнерусскую и английскую литературу. Дипломных работ тоже было две: одна посвящена патриарху Никону, другая — Шекспиру. Эта счастливая широта взгляда на мир осталась у знаменитого учёного и неутомимого публициста на всю жизнь. Человек, который в двадцать два года был арестован и подвергнут репрессиям за то, что вслух обвинил советскую власть в притеснении православной церкви, публикуя на склоне лет отрывки из своих записных книжек, начинает главу «О жизни и смерти» цитатой из Корана: «Обязательно посади дерево, — даже если завтра придёт конец света». Никакая политическая злободневность не могла повлиять на жизненные принципы Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Главным предметом научных интересов всемирно известного академика была древнерусская литература. Главным, но далеко не единственным. Среди десятков написанных им книг есть несколько изданий не только доступных, но даже напрямую обращённых к «старшим» детям.


Эти издания требуют комментария. К сожалению, не всегда слова человека, которого принято называть символом интеллигентности и духовности, воспроизведены и преподнесены с должным чувством такта. Как бы там ни было, в преддверии юбилея детские библиотеки обязательно поставят на свои выставки «Письма о добром и прекрасном», «Заветное», «Заметки и наблюдения», а у кого-то, может быть, найдётся и старый сборник «Земля родная», где в главе «Заметки о русском» Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет: «У России, как у большого дуба, большая корневая система. Мы не знаем о себе самых простых вещей. И не думаем об этих простых вещах».


  
О себе


Научные интересы - это не совсем то, что научные взгляды. Формирование взглядов не может быть сведено к особенностям жизненных обстоятельств, встреч, знакомств, к воспитанию в семье, школе. Но в интересах ученых многое зависит не только от жизненных условий и бытовых обстоятельств, а от состояния науки, от ее внутренних потребностей и открывающихся возможностей. На известном этапе развития интересов ученого, и тем более его взглядов, они диктуются не извне, а определяются состоянием науки. Тем не менее, формирование интересов ученого под влиянием жизненных обстоятельств школы, учителей, научных руководителей и первых лет работы заслуживает внимание независимо от того - большой или малый перед нами ученый, велик или скромен его вклад в науку. Поэтому я и позволю себе писать о формировании своих научных интересов и рассчитывать на внимание читателей. Право на воспоминания имеет каждый, но в этой статье - не воспоминания, а попытка определить, что и когда, под влиянием каких обстоятельств сформировалось из моих интересов.

Что я считаю важным объяснить?

Почему я избрал своей специальностью филологию.

Почему в филологии я предпочел всему занятия древней русской литературой.

Почему я придаю такое большое значение в занятиях древней русской литературой изучению рукописей и текстологической интерпретации их текста.

Почему я интересуюсь историей литературы по преимуществу как историей культуры.

Почему исторический подход должен, с моей точки зрения, доминировать во всех частных исследованиях и больших концепциях по древней русской литературе.

Почему интерес к прошлому я интерпретирую как заботу о будущем.

Не на все из этих вопросов мне удастся ответить в полной мере точно и однозначно: жизненный опыт слишком многообразен и не всегда прям и ясен.

Я родился в средне интеллигентской семье. Мой отец был инженер-электрик, добившийся высшего электротехнического образования только благодаря своей энергии и работоспособности. Уже в старших классах реального училища он зарабатывал себе на жизнь репетиторством, а в студенческие годы и преподаванием в реальном училище Шкловского-отца известного литературоведа В.Б. Шкловского.

Известную роль сыграло для меня увлечение моих родителей мариинским балетом, а затем озорная и увлекательная атмосфера артистической молодежи в дешевой дачной местности под Петербургом - Куоккале. Имена многих знаменитых художников, актеров, писателей, живших в Куоккале или только посещавших ее, были для меня живыми и повседневными.

Многим в своем воспитании я обязан школам, в которых учился. В старшем приготовительном я учился в Гимназии Человеколюбивого общества на Крюковом канале.
источники: 1, 2, 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий