История эссе начинается в 1580 г., когда Мишель де Монтень опубликовал
во Франции книгу, которую назвал Les Essais (фр. "еssai" - очерк,
попытка, проба). На русский язык книга была переведена как «Опыты») По
признанию автора, книга была написана как бы «скуки ради». Она не имела
четко выраженной структуры или плана, и состояла из отдельных глав,
формально никак не связанных между собой. Монтень предложил читателю
эссе как свои литературные пробы, не скрывая, но даже подчеркивая их
субьективность, относительность, неокончательность. По сути, эссе, или
«Опыты» - повествование спокойного наблюдателя, сохраняющего
нравственное равновесие и душевную ясность, для которого главное -
искренность, честность мысли. Эта книга - самопризнания, рожденные из
наблюдений за собой, размышления о природе человеческого духа.
Наблюдения и размышления о свойствах природы человека лишены формальной
системы, высказываются подчас по случайным поводам, как бы мимоходом. В
своих эссе, Монтень хотел понять себя, а через себя познать других,
познать природу человека, приблизить мир душевных страстей, пороков,
добродетелей.
Эссе Монтеня - это свобода построения, легкая, неспешная манера
изложения, неожиданные отклонения от темы, ассоциации. Метафоры,
каламбуры, ритм, приемы риторики, возможности искусства слова - все
выбержано в стиле, способствующему более рельефному отражению личности
автора.
В предисловии Монтень писал: «…Если бы я писал эту книгу, чтобы
снискать благоволение света, я бы принарядился и показал себя в полном
параде. Но я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и
обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не
кого-либо, а себя самого. Мои недостатки предстанут здесь как живые, и
весь облик мой таким, каков он в действительности … Если бы я жил
между тех племен, которые, как говорят, и посейчас еще наслаждаются
сладостной свободою изначальных законов природы, уверяю тебя, читатель, я
с величайшей охотою нарисовал бы себя во весь рост, и притом нагишом.
Таким образом, содержание моей книги - я сам …».
На фоне энтузиазма и борьбы страстей, свойственных эпохе Возрождения,
эссе Монтеня явились заметным событием литературы и философии. Через
некоторое время философ Фрэнсис Бэкон, ввел жанр эссе в английский язык,
опубликовав свои Опыты (Essayes,1597-1612 г.г.) В немецкий язык эссе
(der Essay Германн Гримм) попали в 1860-е годы. В США эссе как
самостоятельная литературная форма получило распространение в конце 18
в..
В 18 19 веках эссе стало одним из ведущих жанров в журналистике Франции и Англии.
История эссе - череда блестящих авторов, многие из которых привносили
в жанр эссе новые краски, обогащали и разнообразили язык, стиль и форму
эссе.
Расцвет эссеистики наступил в 20 веке, в этом жанре писали крупнейшие
поэты, прозаики, философы (Р.Роллан, Б.Шоу, Г.Уэллс, Дж. Оруэлл, Ж.П.
Сартр).
В итоге, литературные критики предлагают различные классификации, а
некоторые теоретики считают эссе самостоятельным родом литературы,
наряду с эпосом, драмой, лирикой.
История эссе, как термина, в русском языке намного короче. Впервые
слово эссе появилось только в 1934 г. в первом издании «Большой
Советской Энциклопедии» (т. 64). Некоторые критики находят элементы
эссеистического стиля у А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского. В 20 веке в
жанре эссе писали Андрей Белый,Розанов,Илья Эренбург …
Академический «Словарь современного русского литературного языка» (т. 17; 1965) содержит, помимо устоявшегося к тому времени написания эссе, также и альтернативное - эссэ. Тем не менее, в современном русском языке эссэ не нашло широкого употребления. Говоря о литературной форме, как правило, используется слово эссе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий