В марте 1839 года в балете впервые было использовано платье под названием "пачка". Этот наряд зрители увидели на премьере балета Жана Шнейцхоффера "Сильфида" в Королевской академии музыки и танца во Франции. Одежда для балерин была изготовлена по эскизам знаменитого французского художника и модельера Эжена Лами.
Почти два столетия назад итальянская балерина Мария Тальони впервые предстала перед зрителями в новом романтическом образе. Исполнительница главной партии "дочери воздуха" станцевала перед ценителями балета в пачке.
"Это был своеобразный театрализованный вариант бального платья из развивающейся, полупрозрачной тюли, - рассказывает историк моды Александр Васильев. - Балетные пачки романтического балета всегда ассоциируются с именем знаменитой итальянской балерины Марии Тальони, которая создавала незабываемые образы в 30-40-е годы XIX века на сцене романтических балетов.
Подобные пачки до сих пор используют в таких знаменитых балетах, как "Шопениана" или "Жизель". Там до сих пор танцуют в таких романтических пачках 1840-х годов. Они длинные, составленные из нескольких слоев тюля. Все зависит от театра и его бюджета.
Слоев может быть пять или три, но не меньше, иначе пачка будет очень прозрачная. Некоторые используют и восемь слоев тюля. Все зависит от того, насколько хорошо эти пачки скроены. Они, как правило, закрывают колени и икры балерины."
Со временем стиль и форма пачки менялись. На смену длинной французской спустя полвека пришла короткая итальянская. Она была изобретена специально для нового балетного движения - фуэте. Главным отличием была длина. Пачка стала значительно короче, чтобы не сковывать вращения балерины.
Настоящий переворот в балетной моде произвел Джордж Баланчин - выпускник Петроградского театрального училища, положивший начало американскому балету. В своем танце в стиле модерн он использовал мягкие юбки, которые не сковывают движения и дают больше свободы и пластики.
Сейчас в копилке танцовщиц все многообразие костюмов разных эпох, начиная от первых, закрывающих икры, и заканчивая широкими, торчащими вверх, юбками. Главное требование к любому из костюмов - он не должен сковывать движения.
Директор музея Большого театра Лидия Харина:
"Сейчас делают разные пачки: мягкие, с обручами, чтобы держать торчащую в стороны юбку. Ткани тоже используют разные. Верхняя часть всегда очень красивая. Это ткань с вышивкой, аппликацией или камнями. Нижняя часть многослойная и достаточно плотная.
Но если делается стилизация, как у нас в балете "Корсар", то эскизы костюмов берутся из XIX века. Тогда пачка была удлиненная, несколько приспущенная, пышная. Сейчас в таких пачках практически не танцуют".
Балетная пачка в том виде, в котором она существует сегодня, появилась лишь в ХХ веке. Изготавливается она из нейлонового тюля, который потом гофрируется. Пачка собирается из нескольких юбок разного размера, число которых может доходить до десяти. Процесс создания пачки очень кропотливый, каждую отдельную пачку шьют специально для каждой балерины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий