Мольер (настоящее имя Жан Батист Поклен) (1622-1673) - французский
драматург и актер.
Он был крещен в Париже 15 января 1622; семья его принадлежала к обеспеченному
торговому среднему классу. Державший обойную лавку отец Мольера в 1631 году
получил должность королевского обойщика.
С 1636 по 1639 год Мольер учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже,
степень получил в Орлеане. Семья предназначала его к юридической карьере, и в
1641 году он был принят в коллегию адвокатов.
В иезуитских школах было принято
ставить латинские пьесы силами преподавателей и учеников. Вероятно, в школьные
годы Мольер и проникся страстной любовью к театру. В 1640 году он познакомился
со знаменитым итальянским мимом Тиберио Форелли, известным под прозвищем
Скарамуш, и эта встреча оказалась чрезвычайно важной для его будущего актерского
поприща. В следующем году он вступил в актерскую труппу и познакомился с Мадлен
Бежар, 22-летней актрисой, которой "оказывал покровительство" герцог Моденский.
Семья Мольера предприняла безуспешные попытки оторвать его от Бежаров
(Мадлен и двух ее братьев), но в 1643 году он решил окончательно связать свою
судьбу с театром и заключил договор с Мадлен Бежар, после чего партнеры основали
"Блистательный театр". Предприятие окончилось провалом, и в 1644 году Мольер за
долги был заключен на несколько дней в тюрьму.
В 1645 году труппа, насчитывавшая от 20 до 25 актеров, покинула столицу и
отправилась в турне по провинциям, продолжавшееся 12 лет. В 1658 году труппа
вернулась в Париж и поставила в Лувре пьесу "Никомед" для
Людовика XIV. Хотя героическая комедия
Корнеля не слишком понравилась королю, он
нашел забавной пьесу Мольера "Влюбленный доктор" и стал
патроном труппы. Первый успех у публики Мольер снискал в 1659 году комедией
"Смешные жеманницы", однако в создании постоянного
театра ему пришлось столкнуться с большими трудностями. Временным пристанищем
для него стал Пале-Рояль, где ныне размещается "Комеди Франсез", традиционно
называемый "Домом Мольера".
В 1661 году единственная драма Мольера "Дон Гарсия Наваррский" провалилась, зато
оказались чрезвычайно удачными постановки "Школы мужей" и "Докучных".
23 января 1662 был подписан брачный контракт между Мольером и Армандой Бежар,
названной в документе "сестрой" Мадлен Бежар, с указанием возраста:
"около двадцати лет". Для биографов Мольера здесь кроется самая мучительная
загадка. При жизни драматурга враги инкриминировали ему кровосмесительный брак с
собственной незаконной дочерью, однако более обоснованным выглядит
предположение, что Арманда была плодом связи Мадлен с герцогом Моденским.
Супружеская жизнь Мольера была крайне несчастливой.
"Школа жен" была поставлена в 1663 году. Это первый
комедийный шедевр Мольера. Люди благочестивые усмотрели в нем покушение на
принципы христианского воспитания, что послужило началом неприятностей,
преследовавших драматурга до конца жизни. В следующем году появился "Тартюф",
самая "неудобная" из всех комедий Мольера, первоначально
сыгранная для короля в утраченной трехактовой версии. Святоши возопили о
надругательстве над религией и через могущественное "Общество святых даров"
добились запрета пьесы; лишь после примирения Людовика XIV с церковью в 1669
году запрет был снят, после чего пьеса имела неизменный успех у публики.
Очередная буря разразилась в связи с поставленным 15 февраля 1665 году
"Дон Жуаном", который в определенном смысле составляет пару
"Тартюфу": Мольер подвергает крайнюю степень неверия столь же серьезному и
вдумчивому анализу, как и крайнюю степень доверчивости в пьесе-предшественнице.
При этом в "Дон Жуане" звучат мотивы бунтарства - прежде всего в связи с фигурой
главного героя. Уповая на благость природы и естественного человека, Мольер
отвергал любые формы принуждения. Он стремился не только вскрыть лицемерную суть
принятых норм поведения, но и разоблачить разнообразные виды фальши, искажающие
представления людей и не дающие приобщиться к подлинной жизни. На сей раз враги
Мольера, не довольствуясь временным запретом, предприняли все возможное, чтобы
окончательно изгнать пьесу с театральных подмостков, и при жизни драматурга ее
не ставили. С финансовой точки зрения не более удачен был и поставленный в 1666
году "Мизантроп". От полного провала Мольера спасла спешно
включенная в репертуар комедия "Лекарь поневоле".
"Мизантропа" называют самой загадочной из всех пьес Мольера. Решимость Альцеста
отвергнуть претензии любого рода и обнажить подлинный смысл общественных
установлений полностью совпадает с заветными целями самого драматурга. Хотя
комедия начинается с фарсовой перипетии, постепенно происходит углубление темы
предательства, которое не только побуждает женщину к легкой измене, но и лишает
способности любить: социальный конформизм размывает подлинность человеческой
природы, и доведенному до отчаяния протагонисту остается только бежать от
общества "в пустыню".
В 1667 году Мольер написал лишь два "дивертисмента", или "интерлюдии", но в
следующем году были поставлены три значительные пьесы: "Амфитрион",
"Жорж Данден" и "Скупой". В последующие два года он сосредоточился на смешанном
жанре "комедий-балетов", поставив "Блистательных любовников" (1670),
"Господина де Пурсоньяка" (1669) и "Мещанина во дворянстве" (1670). Последняя
пьеса не принадлежит к числу лучших творений Мольера, однако она пользовалась
наибольшей популярностью как при его жизни, так и в последующие времена.
Утверждают, что Мольер уже работал над пьесой в духе "Скупого", когда
Людовик XIV велел ввести сцены с турецким балетом, желая поставить на место
турецкого посланника, не слишком очарованного великолепием королевского двора.
Доказать это невозможно, но подобное вполне могло произойти - пьесе
действительно нехватает единства. Мольер включил в комедию характеров балет с
очевидной целью добиться максимальной развлекательности. Балет вполне хорош, но
обессмертил пьесу образ господина Журдена. Многогранность таланта Мольера
подтвердили написанные в 1671 году трагедия-балет "Психея"; "Плутни Скапена",
ознаменовавшие возврат к фарсам молодых лет; "Ученые женщины" - эту пьесу можно
отнести к разряду "серьезных комедий".
Сценическая карьера драматурга завершилась трагически. В феврале 1673 года был
поставлен "Мнимый больной", причем Мольер исполнял главную роль. Глубокая вера в
изначальную благость природы и отвращение к "лицемерию", получившему в его
творчестве самую широкую и разнообразную трактовку, стали причиной укоренившейся
в нем ненависти к медицине, которую он превратил в постоянную мишень для
нападок. Врачи представлялись ему "лицемерными" шарлатанами, нарушающими
естественный ход вещей. Сам Мольер уже несколько лет был тяжело болен -
по-видимому, туберкулезом. На четвертом представлении у него сделались судороги,
и его отнесли домой, где он умер в ночь с 17 на 18 февраля. Призванный к
умирающему исповедник явился уже после смерти Мольера. Приходской священник
запретил хоронить его на освященной земле, и только благодаря прямому обращению
вдовы к королю было позволено совершить погребальный обряд ночью, "во избежание
общественного скандала".
Комментариев нет:
Отправить комментарий