Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия - Мамин, псевдоним Д. Сибиряк) родился 25 октября (6 ноября) 1852 г. в семье священника в Висимо-Шайтанском Заводе Верхотурского уезда Пермской губернии, ныне посёлок Висим Свердловской области. С 1866 по 1868 г. учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872 в Пермской духовной семинарии. В 1872 поступил на ветеринарный факультет Петербургской Медико-хирургической академии. В поисках заработка он с 1874 года становится репортером, поставляя в газету отчеты о заседаниях научных обществ. В 1876 г., не окончив курса в академии, поступает на юридический факультет Петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден оставить учёбу и уехать на Урал, где он живет, по большей части в Екатеринбурге, до 1891, зарабатывая частными уроками и литературным трудом. Здесь, а также в Царском Селе под Петербургом он прожил до самой смерти.
Будучи студентом, начинает свой путь в литературе. В газетах и журналах он печатает рассказы из жизни Урала, а в 1876 году в "Журнале русских и переводных романов и путешествий" роман "В водовороте страстей". Это незрелое юношеское произведение и ранние рассказы ("Красная шапочка", "Старцы", "Тайны зелёного леса" и др.) успеха не имели, и в 80 гг. он фактически заново вступил в литературу, составив себе имя романами и очерками из жизни Урала.
Главная тема уральских романов писателя - власть капитала над душами отдельных людей и над судьбами целых социальных слоёв. Капитал, воплощённый в деньгах, в золоте, в земельных угодьях, в заводах, является движущей пружиной сюжета романов. Не даром два из них носят название "Приваловские миллионы" (1883) и "Золото". Жажда наживы определяет поведение большинства персонажей, как в верхах, так и в низах общества. Старатели, живущие на грани нищеты, мечтают о внезапном обогащении, но в тех редких случаях, когда им выпадает счастье найти золотоносную жилу, богатство не идет впрок: оно или просачивается сквозь пальцы в беспробудной гульбе (история отца Окси в романе "Золото"), или, попав в руки трезвого человека, крепкого хозяина, разъедает как ржавчина моральные устои семьи (роман "Дикое счастье").
С 1882 начинается второй период его литературной деятельности. С появления очерков из приисковой жизни «Старатели» Мамин, ставший подписываться псевдонимом Сибиряк, обращает на себя внимание публики и критики и довольно быстро приобретает известность. Выходят его уральские рассказы и очерки: «На рубеже Азии», «В камнях», «Все мы хлеб едим», «В худых душах», «Золотуха», «Бойцы», «Переводчица на приисках», «Дикое счастье», «Авва», «На Шихане», «Башка», «Гроза», «Блаженые» и другие. В них уже явно намечается авторский стиль: стремление к изображению природы и её влияния на человека, чуткость к переменам, совершающимся вокруг. С одной стороны, автор живописал полную гармонии величественную природу, с другой - людские неурядицы, тяжкую борьбу за существование. Подпись Мамин-Сибиряк осталась за писателем навсегда. Но многие свои вещи, в особенности этнографические статьи, он подписывал псевдонимами Баш-Курт и Оник.
В романе "Горное гнездо" (1884) борьба за лучшее место у заводского "пирога" составляет основу сюжета. Этот роман без положительных героев. Единственный человек, не захваченный духом наживы и карьеризма, инспектор заводских школ Прозоров, к тому времени, когда начинается действие романа, уже безнадежно спился и утратил способность к какому-либо протесту.
Естественным продолжением «Горного гнезда» является роман «На улице», где действие происходит в Петербурге. В нём показано становление капитализма, сопровождающееся ломкой старого уклада жизни, прежних идеалов, идейными шатаниями и поисками в среде представителей интеллигенции.
В романах "Три конца" (1890) и "Золото" показан бедный приисковый и заводской люд , жизнь которого не изменила к лучшему даже отмена крепостного права.
Несмотря на увлеченность жизнью Урала, Мамин-Сибиряк ни в коем случае не является узкообластным писателем, произведения которого представляют главным образом этнографический интерес. На достаточно специфическом уральском материале он ставит проблемы, важные для всей страны, вступившей а эпоху капиталистического развития. В отличие от народников он трезво оценивает реальную расстановку экономических и социальных сил. Он видит и убедительно показывает в своих романах, что капитализм в России - свершившийся факт.
Последним из серии уральских романов был "Хлеб" (1895). В нём писатель изобразил судьбу большого края в эпоху утверждения капитализма. На примере судьбы Галактиона Колобова, энергичного человека, искренне желающего процветания краю, автор показывает гибельную для человеческой души власть капитала. "Хлеб" - одно из вершинных достижений социологического романа Мамина-Сибиряка.
Особую страницу его творчества составляют рассказы и сказки для детей. Первый же опубликованный им детский рассказ "Емеля-охотник"(1884) был отмечен премией Фребелевского педагогического общества. За рассказ "Зимовье на Студёной" (1892) писатель получил золотую медаль Санкт-Петербурского комитета грамотности. В 90-е гг. активно сотрудничает в журнале "Детское чтение", где им напечатаны более шестидесяти произведений для детей. Многие его рассказы и сказки выходили отдельными сборниками. Это "Сказки и рассказы для детей младшего возраста" (1895), "Алёнушкины сказки" (1896), "Зарницы" (1897), "Рассказы и сказки" в двух частях (1897, 1898), "По Уралу" (1899).
Прелесть художественного мира, созданного писателем в сказках, - мудром добром взгляде на природу и "меньших братьев". Трогательны в своих повседневных житейских заботах, в постоянной борьбе за существование. Читая его сказки, дети получают ненавязчивый урок доброты, учатся сочувствовать всему живому и бережно относиться к природе. Воспитание души ребенка Мамин-Сибиряк не мыслил в отрыве от жестокой правды жизни. Поэтому, в отличие от многих детских писателей, он не отказывался от трагических финалов. Писатель не скрывал от детей темных сторон жизни, проявлений социальной несправедливости.
В 900 гг. Мамин-Сибиряк постепенно отходит от литературной деятельности. Не только болезнь была тому причиной. Живя в Петербурге и Царском Селе, писатель был оторван от той живой народной стихии, которая питала его творчество. Новыми сферами деятельности он не овладел в такой степени, чтобы они могли стать материалом его произведений. В последние годы жизни писателя, продолжали выходить переиздания его произведений, в особенности детских рассказов и сказок. Незадолго до смерти писателя литературная общественность отметила его 60-летний юбилей.
источники:
1. Русские писатели. Биобиблиографический словарь [В 2 ч.] Ч. 2. М - Я/Редкол.: Б.Ф. Егоров и др.; Под ред. П.А. Николаева. - М.: Просвещение, 14990. - 448с., 4л. ил.
2. Сайт о писателе mamin-sibiryak.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий