«Писатель, работающий в области научной фантастики должен быть сам так научно образован, чтобы он смог не только понять , над чем работает ученый, но и на этой основе уметь превосходить такие последствия и возможности, которые подчас неясны и самому ученому». (А. Беляев)
Александр Романович Беляев родился 4 марта 1884 года в
Смоленске. Он рос в глубоко верующей семье.
Его отец, Роман Петрович, был православным священником.
Мать, Наталья Федоровна, во всем поддерживала мужа и помогала ему.
Кроме Александра в семье Беляевых родилась девочка Нина,
которая еще в детстве умерла от саркомы, и мальчик Василий, который будучи
студентом, утонул, катаясь на лодке.
В детстве маленький Саша Беляев был чрезвычайно подвижным
ребенком. Он постоянно играл с ребятами, а также любил разные шутки и
розыгрыши. Однажды после неудачной шутки мальчик серьезно повредил глаз, по
причине чего у него ухудшилось зрение.
Беляев имел пытливый ум и был очень разносторонней
личностью. С ранних лет ему нравилось играть на скрипке и рояле.
Интересно, что он самостоятельно обучился игре на этих
музыкальных инструментах. Он мог часами музицировать, забывая обо всем на
свете, в том числе и о еде.
Кроме этого Александр Беляев много читал и мечтал о полетах.
Он самостоятельно конструировал из подручных средств различные парашюты и
планеры.
Однажды во время одной из попыток взлететь он упал с крыши
на землю и серьезно повредил спину. Эта травма будет мучать его на протяжении
всей жизни.
По желанию отца Александра отдали учиться в духовную
семинарию, которую он и закончил в 1901 г., однако продолжать религиозное
образование юноша отказался и поступил в Демидовский лицей в Ярославле,
собираясь стать юристом.
Вскоре отец умер, средства семьи оказались ограничены, на
обучение денег не хватало. Пришлось искать возможность заработать - Александр
давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.
В возрасте тридцати пяти лет Александр Беляев заболел
туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным – развился туберкулёз
позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжелая болезнь на шесть лет
приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе.
В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А.
Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать
стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает
иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля
Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского).
Первую пьесу-сказку Беляев опубликовал в 1914 году. Тогда же
работал актером и режиссером в театре Смоленска.
Первый фантастический рассказ Беляева был опубликован в 1925
г. В журнале «Всемирный следопыт». Это был рассказ «Голова профессора Доуэля»,
впоследствии переделанный в повесть. В нем рассказывалось о полностью
обездвиженном человеке, у которого работала только голова. Интересен факт, что
писатель называл эту книгу автобиографической, поскольку в моменты обострения
своей болезни он сам неоднократно был абсолютно неподвижен.
В 20-е годы написаны его лучшие фантастические произведения:
«Человек-амфибия», «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Продавец
воздуха», «Человек, потерявший свое лицо».
В 30-е годы критики
из идеологических соображений часто обвиняли писателя в отрыве от жизни, уходе
в вымышленные страны, и писатель в это время публикует яркие произведения,
связанные с техническим прогрессом: «Земля КЭЦ», «Подводные земледельцы»,
«Чудесное око».
В 1940 году вышел один из лучших романов писателя –
«Ариэль».
Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики:
функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг
мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь
за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности
внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы
"Голова профессора Доуэля", "Властелин мира", "Человек,
потерявший лицо", рассказ "Человек, который не спит",
"Хойти-Тойти". Своеобразным продолжением этих размышлений стали
романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан
("Человек-амфибия"), воздух ("Ариэль"). За всеми этими
произведениями - страстное стремление писателя-инвалида бросить вызов
физической ограниченности безграничного человеческого духа, гимн ничем не
ограниченной свободе и надежда на то, что подобная свобода делает человека
лучше, нравственнее, благороднее.
Незадолго до кончины Александра Беляева в очередной раз
прооперировали, после чего он практически не поднимался с постели. Состояние
его здоровья с каждым днем становилось все хуже, поэтому на предложение
эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин
(пригород Ленинграда), где жил в последние годы Беляев с семьей был
оккупирован. В январе 1942 г. писатель умер от голода. Оставшиеся в живых жена
и дочь писателя были вывезены немцами в Польшу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий