Валерий Владимирович Медведев родился в1923 году в городе Ишиме Тюменской области. Его отец был специалистом в коневодческой отрасли и дела службы заставляли семью переезжать из города в город. Вместе с родителями и братьями Валерий объездил весь Урал, жил в Кургане, Троицке, Челябинске, Свердловске. Особенно запомнился будущему писателю период жизни в Челябинске. Именно тогда он в поисках своего дела перепробовал массу занятий: играл в футбол и хоккей, лепил, рисовал, занимался балетом и пением, сочинял стихи и юмористические рассказы, устраивал представления для семьи и друзей. Семья была дружная и, несмотря на суровое, голодное время, детство свое писатель считал счастливым. Историю своего детства писатель расскажет намного позже в так и не изданном рассказе «Грустная биография веселого человека».
Детство Медведева закончилось неожиданно. В 1938 году милый город Челябинск превратился в злосчастный. Со страшным приговором «враг народа» был арестован и расстрелян отец будущего писателя, с тем же приговором в заключение отправили маму. Двенадцатилетний Валера оказался в детском доме города Бийска. Как и большинство окружавших его мальчишек, учился неровно, много времени отнимали футбол, хоккей и другие детские развлечения. По собственному признанию писателя, «любил проказничать», и тогда частенько слышал от старших укоризненную фразу «Будь человеком!».
К счастью, время, проведенное в детском доме, оказалось недолгим. Осиротевшего мальчика усыновил близкий друг отца Валерия, режиссер Челябинского драматического театра Владимир Медведев. Он дал Валере свою фамилию и новую семью, окружившую ребенка любовью и заботой. Как и раньше семья поощряла его творческие начинания. Он с увлечением занимался в городском Доме художественного воспитания, пробуя себя в самых разных видах творческой самодеятельности. Наиболее же глубокой привязанностью стало для него театральное искусство. В 1940 году юноша поступает на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства. Но тут начинается война, принесшая горе как всему народу, так и семье Валерия. В самом начале войны от шального снаряда гибнет его младший брат. Сам Валерий тоже уходит на фронт. Его направляют в Забайкальский военный округ, где он служит в армейском ансамбле песни и пляски. Незадолго до победы приходит новая беда – в госпитале от тяжелых ранений умирает старший брат Валерия.
Однако, невзгоды не подкосили юношу. По окончании войны он возвращается к учебе и заканчивает ГИТИС, начинает работать в Театре им. Моссовета у знаменитого режиссера Ю. Завадского, снимается в кино. Многие зрители помнят его в спектакле «Машенька» по пьесе А. Афиногенова, и его роли в фильмах «Парень из нашего города» и «Она защищает Родину» . Благодаря содержательной исполнительской практике, Валерий не только постигал искусство перевоплощения, вхождения «в образ», но и накапливал опыт творческого переосмысления художественного материала. В процессе этого художественного сотворчества он старался не просто «схватить» образ, уловить авторский замысел, но и понять собственно литературную форму, особенности поэтики, само словесное искусство.
Все это было тем более полезно, что одновременно со своей основной творческой деятельностью Медведев не прекращал и писательские опыты. Начиная со студенческой поры, он сочинял интермедии и репризы для А. Райкина, Миронова и Новицкого, веселые куплеты и комические миниатюры для Л. Утесова и К. Шульженко. Став известным эстрадным автором, он и сам выступает на эстраде – играет на банджо и поет песни из популярного в то время фильма «Джордж из Динки-Дажаза». Наконец, однажды обе захватившие Медведева творческие стихии – театральная и литературная, - соединились в новом для него художественном свершении. В 1957 году, совершенно неожиданно, для многих знакомых Валерия, знавших его как «уже состоявшегося артиста», в детском журнале «Мурзилка» выходит первое литературное произведение Медведева – сказка «Голоса». Несмотря на то, что произведение вышло в детском издании, по своему глубинному содержанию, оно, пожалуй, близко и взрослому читателю. В этой забавной и поучительной сказке медвежонок, комаренок, котенок и мышонок меняются голосами, что приводит к полной неразберихе и самым неожиданным последствиям. И именно этой сказкой Валерий Медведев наметил главную тему своего творчества – каждый должен говорить своим голосом. «Я искал свой голос, - вспоминает писатель, - стоял на пороге самого себя».
Как же случилось, что хороший артист вдруг стал писателем. Валерий Медведев был очень одарен от природы. Эта одаренность проявилась в нем еще в школьные годы и позднее только укреплялась. Наука, театр, кино, поэзия... Это и многое другое привлекало его. К моменту окончательного профессионального самоопределения он оказался энциклопедически образован. И все это время, в процессе многолетних поисков самовыражения он все явственнее осознавал, что ни в одном из привлекавших его видов искусства он не может с достаточной полнотой передать свое восприятие мира. Однажды, отвечая на вопрос «Почему вы начали писать?» Медведев скажет: «У Шота Руставели в «Витязе в тигровой шкуре» есть такая фраза: «Из кувшина может вытечь только то, что в нем было». Работая в театре, я каждый раз выкладывался на сцене. Но, приходя домой, чувствовал, что не выплескиваюсь целиком. Вероятно, то, что оставалось, и было писательством».
В 1960м году в Детском государственном издательстве (Детгиз) выходит первая книжка сказок Медведева «Гусенок третьего сорта». С этого момента Валерий Медведев окончательно оставляет театр и полностью отдается литературной работе, посвящая свое творчество детям. Почему автор с такой широтой мышления и богатым жизненным опытом обращается к детям? Этот вопрос и читатели и журналисты задают, пожалуй, каждому детскому автору. Медведев отвечал так: «Мальчишкой я хотел объять необъятное. Играл в хоккей, лепил, рисовал, занимался балетом и пением. Потом впервые влюбился, начал писать стихи. А в двенадцать лет случилось несчастье – остался без родителей, и детство кончилось. И потом не раз было ощущение, что мне не хватает детства. Человек должен жить полной жизнью. Он неполноценен, если никогда в жизни не любил, ни к чему не стремился или был лишен детства. Не потому ли я в книгах вернулся к детству, чтобы «допрожить» его?!».
Медведеву посчастливилось начать творить в благодатный для советских писателей период. Первая половина 60-х годов представляет знаменательный период в истории русской советской литературы, в том числе и детской. В 1954 году в Москве состоялся II Всесоюзный съезд писателей, на котором были подведены итоги развития литературы, осмыслены новые тенденции. В частности, остро обсуждался вопрос о преодолении бесконфликтности и приукрашивания действительности в литературе. Открытой критике подверглись как сторонники создания «идеального героя», так и те, кто выступал за его обязательное «полное приземление». Появилась возможность переосмысления истории, нового, свежего взгляда на действительность, объективного воспроизведения жизни со всеми ее противоречиями и проблемами. За короткое время появилось множество замечательных, по преимуществу новаторских, произведений, затрагивающих многие, в том числе и замалчивавшиеся ранее, темы. Этот благотворный процесс охватил и детскую литературу, переживавшую в те годы настоящий расцвет. Ряды маститых авторов, живых классиков А. Барто, Л. Кассиля, В. Катаева, С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, К. Чуковского, пополнились новыми творческими силами – в литературу пришли В. Амлинский, В. Голявкин, Ю. Коваль, В. Крапивин, А. Леонов, Л. Матвеева, А. Мошковский и, конечно, Валерий Медведев.
В 1962 году свет увидела сказочная повесть «Баранкин, будь человеком!». Это было ошеломительное событие в мировой детской литературе. Среди многочисленных книжек о повседневной жизни школьников вдруг ярким метеором сверкнула ни на что не похожая книга о невероятных приключениях двух обычных мальчишек. Фантастика, волшебство – и все это в самом обыкновенном дворе. За короткое время книга, вызвавшая самый живой интерес со стороны читателей и критики в Советском Союзе, ставшая подлинной заявкой автора на свое место в литературе, приобрела редкую популярность и за рубежом. Только за 6 лет с момента своего первого выхода тираж переизданий книги далеко превысил миллион экземпляров. К тому времени она уже была переведена почти на 20 языков мира (только в Японии выходила 5 раз). Повесть о Баранкине стала поистине заметным событием в детской литературе. О ней с восхищением отзывались многие знаменитые авторы, уже в год издания повести автор книги был удостоен премии на конкурсе Министерства просвещения. Вскоре по мотивам книги были созданы (оперетта (музыка С. Туликова, текст песен Г. Ходосова), балет и мультфильм).
«Когда я написал Баранкина, мне было 37 лет, - вспоминает Валерий Медведев. – Звезда веселой и умной повести одиноко висела на моем небосклоне». Однако, прошли годы – и на небосклоне Валерия Медведева засияло целое созвездие умных и добрых книг - «Вова Веснушкин в стране заводных человечков», «Тире- тире-точка», «Мальчик в черном костюме», «Прыжок в известность», «Непохожие близнецы», «Свадебный марш», «Флейта для чемпиона» и многие другие. И в каждой из них проявился яркий талант писателя преподнести читателям-подросткам сложные нравственные и философские понятия в доступной художественной форме. Все книги написаны живым, разговорным языком, соответствующим детскому опыту. Оригинальное своеобразие стилю произведений придает искусное переплетение реалистического изображения жизни с элементами вымысла и фантастики. И, конечно, книги Медведева немыслимы без юмора. Особого мягкого веселья, временами переходящего в открытую иронию. Неслучайно его произведения называли не просто остроумными, а умно острыми, ведь в них есть и уморительно смешные, и пронзительно лирические моменты, и такие авторские мысли, которые заставляют посреди самого веселого веселья вдруг крепко задуматься. Валерий Медведев рассказывал, как отец одного из его юных читателей назвал книгу про Юру Баранкина «юмористической философией». Действительно, книги Медведева при всей своей комичности и увлекательности очень серьезны. «Смех – это много, - говорил писатель. – Но не все». В своем творчестве Валерий Медведев говорит с читателем об очень важных вещах: о дружбе и ответственности за свои слова и поступки, об эгоизме и бескорыстии, о том, как важно иметь чувство собственного достоинства, о радости познания нового. Автор избегает нарочитой назидательности, плоской нравоучительности, предпочитая описательности динамичный сюжет, насыщенный драматическими коллизиями.
За свою жизнь Валерий Медведев написал более 30 произведений. Знакомясь с творчеством писателя, мы замечаем, что с каждым произведением его герои становятся все старше. Все сложнее и многограннее ситуации, в которые они попадают, все труднее выбор, который им приходится делать. И все-таки, все книги посвящены подросткам. Все они призваны помочь юным читателям найти ответы на такие взрослые вопросы как «Что главное в жизни?», «Какой путь в жизни мне выбрать?», «Что значит быть человеком?»…«Я всегда мечтал расположить книги, которые я написал, в порядке возрастов, чтобы стать спутником жизни читателя», - говорил Медведев. У писателя вообще было много интересных задумок: роман-трагедия «Первая и вторя любовь Алика Левашова», роман-комедия «Безумные идеи Надежды Фокиной», философский роман «Рукопись, найденная в детском портфеле». К сожалению, тяжелая болезнь помешала этим планам осуществиться. В 1998 году Валерия Медведева не стало.
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий