суббота, 16 марта 2013 г.

17 марта: 105 лет со дня рождения Бориса Полевого

Известный русский советский прозаик, мемуарист, публицист и общественный деятель Борис Николаевич Полевой (наст. фам. Кампов) родился 17 (4) марта 1908 г. в Москве в семье юриста и врача. В 1913 г. семья переехала в Тверь, где прошли детство и юность будущего писателя. В автобиографии 1958 г. он подчеркнул: «…вырос, учился, приобщился к журналистской профессии, написал первую книгу в Твери и потому сейчас не без основания считаю себя тверяком…»

После смерти отца в 1916 г. мать будущего писателя стала работать врачом в больнице при текстильной фабрике Морозовых (после 1922 г. фабрика «Тверская пролетарская мануфактура» или по-простому «Пролетарка»; ныне ОАО «Товарищество «Тверская мануфактура»). Впоследствии мир фабричного двора, картины рабочего быта, образы знакомых тверяков появятся на страницах многих романов писателя.

В Твери Б.Н. Кампов учился в начальной школе II ступени, много читал, увлекался природой, активно участвовал в работе кружка юных натуралистов. В школьные годы у него пробудилась тяга к журналистике, и в сатирическом отделе школьной стенгазеты под псевдонимом «Б. Овод» стали появляться его острые фельетоны.

Первая заметка Б.Н. Кампова (семь с половиной строк и без подписи автора) была напечатана в газете «Тверская правда» в 1922 г., когда он был учеником 6 класса. В ней говорилось о посещении их школы поэтом-крестьянином С.Д. Дрожжиным. После этого он начал помещать в «Тверской правде» информации и зарисовки из городской жизни. Вскоре по предложению её редактора А.И. Капустина, школьник Борис Кампов стал подписывать свои материалы псевдонимом «Полевой».

После школы Б.Н. Полевой окончил промышленно-экономический техникум (ныне в этом здании располагается гимназия № 6) и затем в 1926-1928 гг. работал лаборантом, сменным мастером, начальником цеха на каустическом заводе при текстильной фабрике «Пролетарка». Одновременно он сотрудничал в тверских газетах и руководил фабричной группой рабкоров. В 1928 г. Б.Н. Полевой уволился с фабрики и перешёл на постоянную работу в недавно основанную областную молодёжную газету «Смена». С этого времени и вплоть до 1941 г. в «Тверской правде», «Тверской деревне», «Смене» и журнале «В наши дни» публикуются многочисленные корреспонденции, статьи и очерки Б.Н. Полевого. Молодой журналист смело и увлечённо взялся за полюбившееся дело: он совмещал в одном лице очеркиста, фельетониста, разъездного корреспондента, книжного обозревателя и театрального рецензента. Помимо этого, Б.Н. Полевой активно участвует и в литературной жизни Твери: входит в Тверскую ассоциацию пролетарских писателей (ТАПП) и «литературную группу».

В 1927 г. ТАПП издаёт первую книгу Б.Н. Полевого – сборник публицистических новелл «Мемуары вшивого человека». История рождения этой книги весьма необычна: летом 1926 г. по заданию редактора «Тверской правды» Б.Н. Полевой под видом московского «вора в законе» внедряется на 20 дней в тверскую преступную среду в целях написания серии очерков социального плана. Однако скитания по «дну» неожиданно вывели его на факты контактов уголовников с руководителями ряда партийно-советских учреждений г. Твери. Результатом выполнения этого журналистского задания были несколько публикаций в «Тверской правде», снятие с высоких постов многих тогдашних должностных лиц и «Мемуары вшивого человека», которые журналисты «Смены» послали М. Горькому в Италию. В своём ответном письме М. Горький отозвался о «Мемуарах…» довольно критично и строго, но дал начинающему прозаику много ценных советов и рекомендовал учиться. Именно в этой книге Б.Н. Полевой сформулировал свой главный творческий принцип «Пишу без вымысла» и продемонстрировал хорошее умение показывать особенности психологии и мышления изображаемых лиц.

В Твери Б.Н. Полевой сформировался как журналист и писатель. В 1930-е гг. он, помимо газетных материалов, писал рассказы и исторический роман «Биография “Пролетарки”», который остался незавершённым, а его рукопись погибла при оккупации города немецко-фашистскими захватчиками.

В 1939 г. в журнале «Октябрь» вышла повесть Б.Н. Полевого «Горячий цех», которая была откликом на развитие стахановского движения. Сюжетную основу произведения составил реальный жизненный конфликт, связанный с перевоспитанием бригадой Калининского вагоностроительного завода «трудного человека». В 1940 г. писатель стал коммунистом.

В 1941-1945 гг. Б.Н. Полевой постоянно находился в действующей армии, с октября 1941 г. в качестве военного корреспондента газеты «Правда». Пройдя боевой путь от Калинина (Твери) до Берлина и Праги, он создал многочисленные военные очерки, репортажи, корреспонденции, рассказы, которые, запечатлев суровую реальность войны и героизм нашего народа в борьбе с фашизмом, стали затем основой книг «Мы – советские люди» (1948, Государственная премия СССР 1949) и «Современники» (1954). Очерки, написанные в 1941 г. непосредственно на Калининском фронте, писатель объединил в цикл «В ту тяжёлую зиму».

Б.Н. Полевой был не только смелым репортёром, но и солдатом, не боявшимся передовой. Он летал на бомбардировщике дальнего действия на бомбёжку германских городов, был под Сталинградом, в партизанских отрядах в тылу врага, на Курской дуге, в Польше и на Карпатах. А в мае 1945 г. Б.Н. Полевой по заданию командования на самолёте «У-2» приземляется на стадионе в центре сражающейся Праги и сообщает повстанцам о продвижении к городу советских танковых армий. Здесь под огнём немцев Б.Н. Полевой сначала передал в штаб фронта информацию об обстановке в городе, а затем – статью в газету «Правда», диктуя её строки по заметкам, наспех сделанным на папиросной коробке.

Наибольшую писательскую известность и славу Б.Н. Полевому принесла «Повесть о настоящем человеке», опубликованная в 1946 г. в журнале «Октябрь», а в 1947 г. отдельным изданием. Её герой – военный лётчик, лейтенант А.П. Маресьев (в повести – Мересьев), после ампутации обеих ног вновь вернулся в боевой строй. В 1947 г. «Повесть о настоящем человеке» была удостоена Государственной премии СССР. Она выдержала более 180 изданий на 49 языках общим тиражом 9 млн 745 тыс. экземпляров. В 1948 г. на экраны страны вышел одноимённый кинофильм (в главной роли снялся П.П. Кадочников) и в том же году гениальный русский композитор ХХ века С.С. Прокофьев написал по этому произведению оперу, которая была поставлена на сцене Большого театра в 1960 г.

После войны писатель в качестве корреспондента «Правды» подолгу жил на Ангаре, Волго-Доне и Днепрогэсе, где собирал материал и для романа «На диком бреге» (1962, экранизирован 1966), в художественной форме воплотившего подлинные события и реальных людей – геологов и гидростроителей. Он также побывал во многих странах и посвятил этим поездкам книги-репортажи «Американские дневники» (1956, Международная премия мира 1959), «За тридевять земель» (1956), «Тридцать тысяч ли по Китаю» (1957) и др.

Тема войны и героизма советских людей занимала важное место и в последующем творчестве Б.Н. Полевого – в романах «Золото» (1949-1950, экранизирован 1970), «Глубокий тыл» (1958), повестях «Доктор Вера» (1966, экранизирована 1968) и «Анюта» (1976). Все эти произведения насыщены тверскими событийными, географическими и образными реалиями.

Кроме того, из фронтовых дневников, которые писатель вёл всю войну, выросли документально-публицистические книги «В большом наступлении» (1967), «В конце концов: Нюрнбергские дневники» (1969), «Сокрушение “Тайфуна”» (1971), «До Берлина – 896 километров» (1971). Биографическая повесть «Полководец» (1974) рассказывала о жизни и деятельности Маршала Советского Союза И.С. Конева, с которым автор был знаком лично.

В 1974 г. Б.Н. Полевой объединил документальные повествования «В ту тяжёлую зиму», «При штурме Великих Лук», «В большом наступлении», «До Берлина – 896 километров» и «В конце концов» в дилогию «Эти четыре года». В ней наиболее полно отразился принцип историзма, позволивший писателю проанализировать события прошлого с точки зрения современности. По мнению литературоведа Н.Л. Железновой, «это была новая ветвь прозы 70-х гг.: синтез беллетризованной биографии и документального исследования, жанр, в развитие которого Полевой внёс очевидный вклад». Героями портретов и литературно-критических очерков, вошедших в его книгу «Силуэты» (1974, 2-е, доп. изд. 1978) стали С.Д. Дрожжин, И.А. Рябов, М. Горький, А.А. Фадеев, К.А. Федин, Э.Л. Войнич, Ю. Фучик, А. Зегерс и др.

Документальные и художественные произведения Б.Н. Полевого отличаются высокой гражданственностью и патриотизмом, острым чувством времени, утверждением гуманизма, добра и человеческого достоинства, любовью и интересом к людям труда, углублённым психологизмом, напряжённым сюжетом и живым языком.

Б.Н. Полевой - Герой Социалистического Труда (1974), лауреат Государственной премии СССР (1947, 1949), депутат Верховного Совета СССР трёх созывов, главный редактор журнала «Юность» (1962-1981), секретарь правления Союза писателей СССР (с 1967 г.), председатель правления советского Фонда мира, вице-президент Европейского общества культуры (с 1952 г.). Писатель награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, а также другими орденами и медалями.

Несмотря на большую творческую и общественную работу, Б.Н. Полевой не терял связей с Калинином (Тверью). Он периодически приезжал в наш город, выступал в школах и на предприятиях, встречался с местными писателями и журналистами, давал интервью областным газетам. 16 марта 1978 г. «за создание произведений, правдиво отображающих героические и трудовые подвиги калининцев в годы Великой Отечественной войны и мирного труда, большой вклад в развитие города и в связи с 70-летием со дня рождения» Б.Н. Полевому было присвоено звание «Почётный гражданин города Калинина».

Б.Н. Полевой скончался в Москве 12 июля 1981 г.

В 1983 г. его именем названа улица в Твери, а 16 декабря 2006 г. на доме, где жил писатель, была установлена мемориальная доска.


Комментариев нет:

Отправить комментарий